Фотографы Красноярска Ирина Безрукова
Фотографы Красноярска - Ирина Безрукова

Фотосъемка

В этой статье мы поговорим о том, что входит в понятие фотосъемки. Может покзазаться, что это и так всем ясно: вы стоите, и вас фотографируют. Но на самом деле, в месте с вами на фотографию попадает и то, что находится за кадром. То, что окружает изображение человека на фотографии часто определяет жанр фотографии и сильно влияет на тех, кого фотографируют. Например, всем нам знаком городской пейзаж. Фотосъемка в городе - одна из самых распространенных по той очевидной причине, что количество фотоаппаратов здесь гораздо выше, чем в сельской местности. Из-за массовости портрет на фоне городских достопримичательности часто недооценивается фотографами-профессионалами. У статуй и скульптур, у фонтанов и стен домов - везде, где только возможно процветает жанр городской фотосъемки.

Городская Фотосъемка

И для людей такие снимки очень важны. Например, съемка на железнодорожном вокзале, съемка у здания гостиницы - для путешествующего человека такие снимки значимы еще тем, что позволяют поймать неуловимое время, рассказать о путешествии друзьям и близким. Точно также, фотосъемка в городе развита на самых главных улицах. Здесь интерьером, окружающим человека становится буквально все: от вывески кафе до рекламного плаката. И мы часто сталкиваемся с тем, что фотографы-профессионалы невольно стараются избегать таких мест всеобщего паломничества. Они как бы посматривают свысока на эти общие для всех места, и стараются проявить себя в тех местах, куда добраться может отнюдь не каждый.

В итоге, лицо города составляют не фотографии профессионалов, а бытовые снимки простых людей, которые в отличие от мастеров в состоянии почувствовать новизну во всем, что их окружает. Так, жанр городской фотосъемки вдруг обрел очень серьезную проблему: фотографы не стремятся фотографироватьт то, что дорого и любимо горожанам. Не стремятся, потому что не хотят уподобляться всем тем, кто "щелкается", потому что общеизвестные места вовсе не так модны, не так интересны. И это очень печально.

Тем более, что именно в Красноярске установлена скульптура уличного фотографа, в самом центре города, на одной из трех главных улиц. Фотосъемка людей у известных памятников никогда не сделается анахронизмом, и никогда не перейдет в разряд бытовой фотографии. Потому что меняются сезоны года, восходит солнце и на небо приходят облака, и день ото дня к одним и тем же местам в городе подходят совершенно разные люди, чтобы сделать снимок "на память", снимок в жанре "городской фотографии"...

Фотосъемка за городом

Зато фотосъемка на природе чрезвычайно востребована опытными фотографами. Местные жители всегда удивляются: чего приехали, чтобы грязь на наших дорогах сфотографировать? Но так уж устроен городской человек, что обыденность сельской жизни кажется особенно интересной и волнующей. Фотосъемка на селе становится чем-то вроде причастия к вечному коловращению времен года. Они, эти самые времена, в городе почему-то не кажутся ни столь важными ни столь значительными, чтобы посвящать им драгоценный ресурс дорогостоящего оборудования.

Точно также, кажется чрезвычайно важной фотосъемка людей на селе. Кажется, что в них выражено нечто большее, чем то, что обычно мы видим в горожанах. Пристальный взгляд объектива обязательно выхватит и сельского пьяницу и бабушку-старушку в резиновых сапогах и колоритного деда, покуривающего беломор. Потом такие снимки показываются друзьям, и на какое-то время становятся предметом обсуждения. Собственно, для этого они и делались. Такой вид фотосъемки в интеллигентной среде вежливо-издевательски называется "этнографическая фотосъемка". И все мы знаем, что фотосъемка этого типа имеет одну странную особенность: люди, изображенные на ценных фотографих, как правило никогда, НИКОГДА в своей жизни, не держат в руках этих снимков.

Почти наверняка можно сказать, что эта мысль приходит в голову многим фотографам, занимающихся фотографией профессионально. Жанр сельской фотосъемки имеет из за этого сильную эмоциональность, часто ошибочно принимаемую за философичность. Нас почему-то сильно трогает тот факт, что находясь в далеких краях, мы в состоянии оставить след в своей душе об этих местах, но совершенно не в состоянии оставить память о себе среди тех людей, для которых являемся приезжантами с фотокамерами.

Фотосъемка в парках

А вот портреты, сделаные в городе, но в окружении естественной, хоть и скудноватой городской зелени всегда исполнены радостной чистоты и оптимизма. Хорошие портретные объективы в состоянии из двух зеленых веток создать иллюзию живого присутствия природы на фотографии. И хоть в последние годы фотосъемка в Красноярске этих сюжетов сильно затруднена варварски обрезаными деревьями, жизнь не победима! И в городе всегда можно найти райский уголок чистоты и откровения, для того чтобы сделать несколько потрясающе красивых кадров!

Фотосъемка в городе на фоне зелени честна. Она не представляет из нас ничего, чем бы мы не являлись. Мы не рядимся ни в фото-путешественников, ни в годрых надсмотрщиков изысков городского ланшафта. Мы просто подходим к человеку, ставим его среди зеленых, живых ветвей, и замираем.... И постепенно проникаемся чистотой и никогда не прекращающейся решимостью всего живого продолжать жизнь и цветение не смотря ни на что. И такая фотосъемка - огромная радость для людей, которых мы снимаем.

Есть в нашей психике, где-то глубоко-глубоко нечто, ставшее уже давно тайным, скрытым и неизведаным в повседневной жизни. Что-то, что делает нас совершенно счастливыми от того, что нам удалось скрыться в тени живых ветвей. Скрытья, чтобы с искренним интересом наблюдать жизнь, окружающую нас повсеместно. Чтобы с каждым своим глубоким вдохом сливаться воедино со всем, что нас окружает. Фотосъемка в парках, на набережных, в тенистых городских дворах - здесь в каждом листочке сокрыта радость и счастье, надежда и уверенность в том, что все будет хорошо!

Фотосъемка на море

Любите ли вы море? Пляж и песок? Ракушки и волны? Солнце и ветер? Фотосъемка на море - это не тоже самое, что фотосъемка на пляже. Ведь мы видели множество фотографий, где есть и море и песок и обожженное тело со всеми аттрибутами экзотического ничего неделанья, так ярко описаными в рекламных проспектах, что ни у кого не возникает мысли: как скоро это все надоест... И тогда мы понимаем, что в своей жизни видели много пляжных фотографий, и лишь изредка о том, что делается с человеком, когда он прикасается к морю...

Есть тысячи людей, ведущие фотосъемку в состоянии дайвинга после легкого пирсинга в ожидании тайминга откровения, или счастья.  Однако, радости жизни, характерыне для французов или немцев недоступны по-настоящему тем народам, которые не соприкасались с культурой Турции много веков назад. И поэтому, фотографии многих наших соотечественников сделаные у моря редко становятся образцом хорошей фотосъемки, сделаной на море. Почему? Русский человек не расслабляется на пляже.

Именно потому, в русской культуре и есть этот тип фотосъемки, который в повседневности называется пляжной фотографией. Уже у французов фотографии на пляже - это всегда Пленэр, т.е. съемка на природе. А вот для нас... Это сложно объяснить, но, повидимому в нашей культуре до сих пор отсутствует ритуал присутствия на море. Бытие на пляже, так хорошо высмеяно русскими сатириками именно потому, что мы часто не можем найти себе применение на море.

Мы - не морские люди до мозга костей, и потому проникновение в эту гигантскую область общекульурных вещей, связаных с гигантской водной стихией всегда сопряжено с тревожным ожиданием возможных неприятностей, происходящих из морской пучины. И вот именно поэтому фотосъемка на море большинству жителей лесов и степей противопоказана с портретной точки зрения. Нет, конечно никто не будет возражать ни против пары снимков на песке, и пляжный волейбол всегда будет оставаться центром средоточия курортных усилий.

Но хороших, психологически верных портретов, связаных с морем мы увидим немного у сибиряков. Другое дело - река!

Фотосъемка на реках

Река в состоянии преобразить любое, даже самое озабоченное и нахмуренное лицо русского человека. Если фотосъемка происходит в ранние утренние часы, и если у реки высокие берега, то от пейзажа буквально захватит дух. Чувство восхищения, радости, уверенности, благожелательности - вся эта, чрезвычайно богатая гамма глубочайших эмоций открыта во время фотосъемки у реки. И тут есть очень серьезные исторические причины.

Все русские города испокон веку строились на реках. Путешествие по рекам, перемещение вдоль рек, переход от реки к реке - все это закреплено в самых древних словах нашего языка. Обычаи чистоты, связаные с реками отажают особый характер отношений русских людей с окружающим миром. Даже в современном свадебном обряде река играет важнейшую роль, ведь посещение семи мостов требует путешествия вдоль рек. Многие фотографы чувствуют то огромное влияние, которое производит созерцание рек на процесс фотосъемки.

И тут уже не важно, что именно мы снимаем. Это может быть пейзаж, портрет или даже производственная фотосъемка. Если в кадре появляется река, то всё остальное начинает как бы отсчитываться от нее, например: дом на реке, человек у реки, высокий берег над рекой...

Через наш город течет река. Она огромна, ее воды быстры. И нет ни одного фотографа, который не снимал бы Енисей, хотя каждый знает: этот сюжет является самым обычным из всех самых обыденных сюжетов о Красноярске. Морозным зимним утром, осенним вечером, летним днем - всегда найдется человек с фотоаппаратом, вдруг ощутивший особую значимость в том, чтобы сделать снимок. Также, как до него уже многие делали это. Как будут делать это и много лет спустя....

Дмитрий Крутов, специально для сайта Фотографы Красноярска: Ирина Безрукова

 

 

Hosted by uCoz